Каталог файлов по биологии
Главная » Файлы » Общая биология |
11.06.2014, 19:20 | |
Эволюционные идеи в античном мире История развития естествознания в античный период тесно связана с развитием философии. Известные греческие философы-материалисты V—II вв. до н.э. были одновременно и естествоиспытателями. Развитие научных представлений происходило в борьбе с религиозно-мифологическими верованиями. В религиозных мифах причудливо соединялись фантастика и результаты простейших наблюдений над жизнью природы, все проявления которой объяснялисьдеятельностью разных богов. Считалось, что от воли богов зависити жизнь людей. Этим фантастическим верованиям первые философы-материалисты противопоставляли свои взгляды, носившие стихийно-диалектический характер. Они полагали, что в природе существуют бесконечные сплетения связей и взаимодействий,в ней происходит постоянное движение, изменение всего существующего. Мир не создан богами, а возник из хаоса и с тех порнаходится в постоянном движении. Все, что существует в природе, согласно их воззрениям, определяют четыре стихии: земля,вода, воздух, огонь. Каждая из этих стихий олицетворяет определенное состояние материи. Так, земля как стихия понималась всмысле твердой субстанции материи, вода — жидкой, воздух —газообразной. Огонь, по представлению античных философов, олицетворял более тонкую и легкую субстанцию, чем воздух. Эти стихии, видоизменяясь, переходят друг в друга. Так, Гераклит Эфесский (VI в. до н.э.) считал, что мир не создан никем из богов. В нем нет ничего застывшего, все находится в постоянном движении. Все течет, все изменяется, как вода в реке. Известно, что нельзядважды войти в одну и ту же реку, так как в ней текут уже другиеводы. По мнению Гераклита, все живые существа, и человек в том числе, развились естественным путем из первичной материи. Гераклит В трудах великого философа и естествоиспытателя древности Аристотеля (384 — 322 гг. до н.э.) имеются высказывания о развитии живой природы, основанные на знании общего плана строения высших животных (в книгах Аристотеля упоминается около 500 разных видов), гомологии и корреляции их органов. Аристотель считал материальную субстанцию пассивной и развитие ее объяснял действием невещественного активного начала — души. Вся природа, по его мнению, одушевленна. В живых организмах душаявляется животворящим началом, которое приводит материю косуществлению внутренней цели, к завершению развития организма определенной формы.
Аристотель Живое, по Аристотелю, характеризует три основных признака: питание, необходимое для роста и размножения; ощущение, заставляющее организмы двигаться; мышление. Эти признаки определяются свойствами души. Души разных организмов различны: есть душа питающая (у растений), душа чувствующая (у животных)и душа разумная (у человека). Каждая из них по-своему определяет целеустремленное развитие живого тела. Аристотель допускал самозарождение растений и некоторых животных (губок,кишечнополостных, моллюсков, насекомых и рыб). Он признавал существованиепромежуточных форм между растениями и животными. В древности была глубоко разработана идея единства всей природы. Яркимвыражением такого подхода стала знаменитая «лестница существ» Аристотеля,начинающаяся минералами и кончающаяся человеком. Однако в этой объединяющей «лестнице» не было идеи развития: существование высших ступеней не предполагало их развитие из низших. Животных Аристотель разделил на две большие группы: «обладающих кровью» и имеющих спинной хребет (позвоночные — всовременном понимании) и «бескровных», к которым относятсявсе беспозвоночные. Так впервые произошло деление животных напозвоночных и беспозвоночных, сохранившееся до нашего времени. Как Аристотель в зоологии, основу ботанических знаний античности создал его ученик и последователь Теофраст (372 — 287 гг.до н.э.). Он описал 400 видов растений, исследовал их органы. Вего трактатах содержатся сведения о жизнедеятельности (физиологии) растений, их практическом значении. Теофраст Фундаментальные труды Аристотеля «О частях животных», «История животных» и Теофраста «Исследования о растениях», обобщающие биологические знания того времени, оказали решающеевлияние на последующее развитие биологии. Позже известный естествоиспытатель Древнего Рима Плиний Старший (23 —79 гг. до н.э.) создал 37 томов «Естественной истории» — фундаментальных, хотяи компилятивных, а местами фантастических сочинений, излагающих известные115 тогда научные сведения о почве, растениях и животных. Он описал еще 155 видовживотных, не известных Аристотелю, дал, видимо, первую экологическую классификацию животных, разделив их на наземных, водных и воздушных. Труды Плиния Старшего, погибшего в Помпее при извержении Везувия, были изданыего племянником Плинием Младшим.Наряду с сочинениями Аристотеля, Теофраста труды ПлинияСтаршего и римских философов и естествоиспытателей стали основой, с которой начали свои исследования европейские ученые эпохи Возрождения. Плиний старший
Плиний младший Итак, за тысячелетие античная цивилизация дала миру следующие важнейшие естественно-научные идеи (по Н.Н.Воронцову, 1999): единство и материальность мира; естественность возникновения жизни на Земле; возможность трансформации одних форм в другие; существование градации форм от высших к низшим («лестница существ» Аристотеля); представления о целостности организма и о существовании внем коррелятивных связей органов и их частей; усложнение организации в процессе индивидуального развития организма и приобретение зародышем специфических черт на поздних этапах развития. Состояние естественно-научных знанийв Средние века и эпоху Возрождения Упадок биологических знаний в Средние века. После успешного развития естествознания в древнем мире в Западной Европе(V—VI вв. н.э.) наступило мрачное средневековье, «темная ночьдля естественной истории», продлившаяся до XIV—XV вв., доэпохи Возрождения, поэтому средние века немного добавили кнаучному познанию органического мира по сравнению с античностью. Огромную роль в большинстве европейских стран стала игратькатолическая церковь, активно насаждавшая религиозное мировоззрение. Людей преследовали не только за высказывание своегомнения о развитии природы, но и за чтение книг древних философов. Насильственное внедрение веры в науку превратило ее в придаток религии. Изучение природы было фактически запрещено.Сотни талантливых ученых были уничтожены, сожжены тысячидревних книг. Только в Испании при господстве инквизиции (отлат. inquisitio — расследование, трибунал католической церкви поборьбе с инакомыслием, действовавший с XIII в.) были сожженына кострах 35 тыс. человек и 300 тыс. подвергнуты пыткам. В 1600 г.после долгих пыток на костре инквизиции был сожжен величайший мыслитель своего времени Джардоно Бруно, посмевший вопреки запретам церкви утверждать, что мир бесконечен и Солнце не единственная звезда во вселенной. В таких условиях естественно-научные знания накапливались очень медленно, развитие науки искусственно тормозилось. На более высоком уровне находились культура и наука в арабском мире. Например, известный труд Авиценны (Ибн-Сины) «Канон медицины» содержит не только комментарии к трудам античных авторов, но и оригинальные мысли об изучении растений,животных и самого человека. Последние костры для сжигания «еретиков» были зажжены по приказу испанской инквизиции еще в1826 г. Однако они не могли заставить науку двигаться вспять. Развитие биологической науки в то время было связано с практической деятельностью людей: обработкой почвы, выращиванием культурных растений, содержанием и разведением домашних животных, рыболовством, охотой на зверей и птиц. Развитие астрономии и физики привело к совершенствованиюоптических приборов, которые стали использовать для рассматривания мелких объектов. Изобретение микроскопа позволило открыть удивительный мир невидимых человеку мельчайших организмов. В результате многочисленных путешествий в тропическиерайоны Африки и Юго-Восточной Азии в Европу стали привозитьнеизвестные ранее растения и животных. Их демонстрировали публике на выставках, для них создавали специальные музеи. Послеоткрытия Америки в Европе стали возделывать картофель, табак,кукурузу, европейцы познакомились с кофе и какао.История биологии в позднем средневековье связана с развитием образования и появлением в Западной Европе высших школ —университетов, где изучали естественно-научные дисциплины.Возникновение университетов объясняется необходимостью подготовки специалистов для развивающейся промышленности, торговли, культуры. Первые университеты возникли в Италии, Франции, Испании, Великобритании в XI —XIII вв. в Болонье, Салерно, затем в Пизе, Орлеане, Лиссабоне, Севилье, Оксфорде, Кембридже и других городах. Биология успешно развивалась на медицинских и философских факультетах созданных тогда университетов. История современного естествознания фактически начинаетсясо второй половины XV века, начала эпохи Возрождения, ставшей великим поворотом в развитии науки. Эпоха Возрождения, или Ренессанс (от фр. Renaissance — возрождение), — переходный период (XIV—XVI вв.) в истории науки и культуры стран Западной Европы от Средневековья к Новому времени. Это название стали употреблять итальянские и французские ученые и просветители, подчеркивая тем самым восстановление, возрождение гуманистических, светских традиций античности. Были переведены на европейские языки и изданы трудыантичных авторов. Этому способствовало развитие книгопечатания.Получила распространение новая философия природы — натурфилософия. Признается существование объективных законов природы, а высшую силу — бога рассматривали как нечто независимое от природы. Прекрасны и точны анатомические рисунки великого итальянского художника и ученого Леонардо да Винчи (1452 - 1519). На его картинах изображены своеобразные летательные аппараты, дающие представление о глубине биологических интересов этого величайшего художника эпохи Возрождения. Успешно развивается зоология. Швейцарец Конрад Геснер (1516—1565) издал 4 тома «Истории животных» (1551 — 1558). Он расположил материал по томамв систематическом порядке: млекопитающие, птицы, рептилии и амфибии, рыбыи другие водные животные. Внутри каждого тома виды располагались в алфавитном порядке. «История животных» Геснера в эпоху Возрождения сыграла ту жероль, что «Естественная история» Плиния Старшего в античное время. В этот период развиваются также описательная зоология и ботаника. С созданием микроскопа расширяются возможности исследований живых организмов. Изучаются клеточное строение растений(Р. Гук, 1665), микроскопические организмы, эритроциты, сперматозоиды (А.Левенгук, 1683), движение крови по капиллярам(М.Мальпиги, 1661).
Роберт Гук К концу Ренессанса устанавливается относительный компромисс между научными достижениями и официальной религиозной позицией. Признается, что все живое на Земле было созданобогом — такое направление и период в развитии биологии назы вается креационизмом (от лат. creatio — создание, творение). Важно,что накопленные в этот период конкретные сведения о растенияхи животных нуждались в обобщении и создании естественной классификации. В XVI в. после снятия запрета на вскрытие трупов людей блестящих успехов достигает анатомия. Оригинальный и хорошо иллюстрированный труд «О строении человеческого тела» (1543) создаетА. Везалий (1514—1564), заложивший основы анатомии человека. Мигель Сервет (1509—1574), исследовавший кровообращение,закладывает основы физиологии (ученый был сожжен кальвинистами). В 1628 г. свое учение о кровообращении публикует У. Гарвей. Великие географические открытия, привоз многочисленныхколлекций растений и животных способствовали созданию в XVI в.первых гербариев, ботанических, зоологических садов, кунсткамер и музеев. Швейцарский ученый Каспар Баугин (1560—1624)описал около 6000 видов растений. Задолго до К.Линнея он стал использовать бинарную номенклатуру, но применял ее не всегдапоследовательно. Баугин заложил и основу иерархической системы растений, создав 12 книг. Каждую книгу он разделил на секции, те — на роды, роды — на виды. Были предложены и экологические классификации растений,когда их делили на деревья, кусты, полукустарники, луковичные,ядовитые и неядовитые, хорошо пахнущие и без запаха и т.д. Предшественники дарвинизма К концу XVII в. число описанных форм растений и животныхстало таким огромным, что специалисты каждый раз испытывали трудности в поисках сведений о каком-либо растении или животном и определении его места в очередной искусственной системе органического мира. Признание божественного происхождения живых организмов затрудняло выяснение родственных связей между ними. Понадобился гений великого шведского натуралиста Карла Линнея (1707—1778), который своим трудом «Система природы» внес порядок в накопленный к тому времени фактический материал о растениях, животных и минералах. Создание основ систематики было первым существенным вкладом в фундамент будущей эволюционной теории.К.Линней рассматривал вид как стабильный(неизменный) элемент природы, верил в библейскую легенду осотворении видов. Лишь в последние годы он пришел к ограниченному признанию эволюции, считая, что близкие виды одногорода могли развиться естественным путем, без участия божественной силы. Карл Линней Каждое из трех царств природы (растений, животных, минералов) Линнейразделил на иерархически соподчиненные категории: классы, отряды, роды, виды. Растения он разделил на 24 класса и 116 отрядов на основе строения органовразмножения: числа тычинок и пестиков. Животные были разделены на 6 классов:млекопитающие, птицы, амфибии, рыбы, черви, насекомые. Как известно, Линней отнес человека к миру животных и поместил его водин отряд с обезьянами. Это вызвало раздражение ученых-клерикалов, и с 1758по 1777 г. печатное и устное изложение системы К.Линнея было запрещено римским папой. Установив принцип иерархичности систематических категорий, Линней способствовал утверждению того, что соседние таксоны связаны не только сходством, но и родством, и чем дальше в системе расположены таксоны, тем меньшестепень их родства. Бинарная номенклатура для обозначения названий растений,впервые предложенная Каспаром Баугином в 1623 г., была введена Линнеем как обязательное условие для описания любого видарастений и животных. При этом вначале необходимо было писатьлатинское название рода, потом вида, затем фамилию автора, впервые описавшего этот вид. Кроме обязательного описания особенностей морфологии видаЛинней предполагал использование и физиологического критерия: возможность получения плодовитого потомства при естественном размножении (скрещивании) особей одного и того же вида. Научное наследие К.Линнея включает 180 опубликованных работ. После смерти ученого его коллекции и научный архив были проданы в Англию, где с тоговремени хранятся в специально созданном Линнеевском обществе — одном изнаиболее авторитетных научных обществ мира. В этом обществе в 1858 г. былидоложены результаты эволюционных исследований Ч.Дарвина и А.Уоллеса. В доме К.Линнея, на его родине в г. Упсала (под Стокгольмом) в 1937 г. шведским Линнеевским обществом открыт мемориальный музей.Историческое значение К.Линнея как провозвестника эволюционизма заключается в том, что он выдвинул иерархический принцип систематических категорий: объединил виды в роды, роды в отряды, отряды в классы. Развитие эволюционных идей в XVIII — начале XIX в. Открытиес помощью микроскопа в конце XVII в. яйцеклеток и сперматозоидов привело в науке к возрождению идеи античных философов о«вложении» одного маленького организма в другой (как матрешка). Предполагалось, что вложенное в яйцеклетку или сперматозоид миниатюрное существо при формировании взрослого организма лишь растет, развертывается. Сторонников этой точки зрениястали называть преформистами (от лат. preformare — преобразовывать). Их представления не противоречили официальной позициикреационистов о происхождении органического мира в результатеодного или нескольких актов творения. В конце XVIII — начале XIX в. обострилась борьба между сторонниками креационизма, согласно которому органический мирсоздан творцом, и трансформистами, отстаивавшими мнение оестественном происхождении живых организмов. Самыми известными учеными-естествоиспытателями того времени были Жорж Кювье, Жоффруа Сент-Илер и Жан Батист Ламарк. Жан Батист Ламарк Длительное время они жили в одном доме и совместно работали в Национальном музее естественной истории в Париже. Ж. Б. Ламарк возглавлял кафедру зоологии беспозвоночных (согласно системе К. Линнея, объединившей тогда «червей»и «насекомых»). Жоффруа Сент-Илер стал главой кафедры зоологии позвоночных.Кювье занимался сравнительной анатомией и палеонтологией. Несмотря на разницу в политических и философских взглядах, они вписали блестящие страницыв историю биологии. Ж.Кювье (1769—1832) был крупнейшим специалистом в области палеонтологии и сравнительной анатомии. Он создал поразительную по точности и полноте коллекцию сравнительно-анатомических рисунков, качество которых не превзойдено и понынеи которые не требуют исправлений и дополнений.
Жорж Кювье На большом фактическом материале Кювье установил сходство между ископаемыми и современными животными. Он отстаивал идею о неизменности видов животных и их принадлежности кодному из четырех изначальных типов согласно общему для них плану строения: позвоночных, членистых, мягкотелых и лучистых.Кювье доказал существование «корреляций частей тела организма», которые, по его мнению, свидетельствуют о наличии «конечных причин» в необходимости достижения предоставленнойбогом гармонии в природе. Чтобы объяснить историческую смену флор и фаун на Земле награницах геологических периодов и эпох, Кювье разработал «теорию катастроф», которые в прошлом уничтожали всех животных, и после каждой катастрофы происходило сотворение новыхживых организмов. Жоффруа Сент-Илер (1772—1844) придерживался противоположных взглядов. Факты, которые Кювье использовал дляподтверждения деятельности творца, он рассматривал в качестведоказательства естественного происхождения и изменения живыхорганизмов (трансформизм). Так, общность строения тела животных он использовал для доказательства общности их происхождения; отличие современных организмов от ископаемых убеждалоего в их способности изменяться под влиянием внешних и внутренних естественных причин. Разногласия между Ж.Кювье иЖ. Сент-Илером вылились в 1830 г. в острую публичную дискуссию между ними на заседаниях Парижской академии наук, котораядлилась шесть недель. Признанную победу в споре одержал Кювье.Несмотря на неоднократно высказывавшиеся гениальные догадки о естественном развитии организмов, эволюции живой природы, в науке до начала XIX в. господствовало мнение о целесообразности установленных в природе порядков, неизменности созданных творцом видов. Впервые целостное эволюционное учениебыло создано Ж. Б.Ламарком. Эволюционная теория Ж. Б.Ламарка. Первое целостное эволюционное учение как система доказательств естественного развитияорганического мира было создано в первой половине XIX в. трудами известного французского биолога и философа Жана БатистаЛамарка (1744—1829) и рядом других ученых, непосредственныхпредшественников дарвинизма. Как и многие естествоиспытатели того времени, Ламарк не сразу пришел кзанятиям биологией. В течение многих лет он проводил наблюдения за состояниемпогоды и начиная с 1799 г. издал 11 томов метеорологических ежегодников, опубликовал фундаментальный труд «Гидрогеология».Однако наибольшую известность Ж. Б.Ламаркупринесли биологические труды. Им же было впервые предложено для науки, изучающей живыеорганизмы, название «биология», сохранившееся до настоящего времени. Из ботанических работученого наиболее популярной стала «Флора Франции» (1778), в которой был дан определитель растений, где впервые использовался дихотомический принцип; по нему построены все современные определители растений и животных. Ко времени издания фундаментального труда по эволюции органического мира «Философия зоологии» (1809) Ж. Б. Ламарк, будучи уже хорошо известным ученым, опубликовал 14 томов ботанических сочинений и 13 томов трудов в областиметеорологии и геологии. С 1793— 1794 гг. Ламарк начал заниматься зоологией, возглавив кафедру беспозвоночных («насекомых и червей») в Национальном музее естественной истории, которой руководил в течение24 лет. Он описал множество новых форм, создал фундаментальные труды: «Философия зоологии» (1809) в 2 томах и «Естественная история беспозвоночныхживотных» (1815—1822) в 7. В них впервые беспозвоночные животные были разделены на 14 классов и 6 ступеней («лестницы существ»), показана близость ворганизации кольчатых червей, моллюсков и членистоногих. Эти труды, содержащие основы эволюционного учения, оказали существенное влияние на дальнейшее развитие биологии. Идея эволюции была тщательно разработана и подкреплена многочисленными примерами. В основу учения положено представление о постепенном естественном развитии организмов во времениот простого к сложному и роль внешней среды в этом процессе. По мнению Ламарка, эволюция организмов происходит на основании внутреннего стремления организма к прогрессу. Другойпринцип, положенный Ламарком в основу эволюционного учения, состоит в изначальной целесообразности ответных реакцийорганизмов на изменения среды и их возможности прямого приспособления к этим изменениям.Ламарк полагал, что вслед за изменением условий среды следует изменение привычек животных; посредством упражнения ихорганы изменяются в нужном направлении. Так, стремясь сохранить тело сухим, околоводные птицы вытягивают ноги и упражняют их. В результате привычки постоянно вытягивать и удлинятьноги у них образовались длинные, лишенные перьев конечности.Длинная шея, свойственная многим околоводным птицам, развилась в результате тренировки при доставай и и корма со дна водоема, а желание удлинить шею вызывало прилив к ней крови и ееусиленный рост. В качестве примера изменчивости органов у растения под влиянием определенных условий среды Ламарк приводит водяной лютик (Ranunculus aquticus). Когда растение развивается под водой,его листья имеют сильно рассеченные на нитевидные доли листовые пластинки. Листья, развившиеся над водой, имеют широкие округлые лопастные листовые пластинки. Приобретенные врезультате упражнений в течение жизни признаки организма передаются по наследству. С этих же позиций Ламарк объясняет происхождение пород домашних животных и сортов культурных растений. По его мнению,природные процессы протекают длительное время, а люди изодня в день произвольно меняют условия содержания домашнихживотных и выращивания культурных растений. Поэтому в природе нет такого огромного разнообразия пород собак, которые существуют в домашних условиях. Видимо, когда-то существовалаодна изначальная порода собак, близкая к волку, от которой вразличных домашних условиях произошли все существующие породы собак. Путем воспитания в разных странах и разных условияхлюди получили множество пород домашних кур и голубей. Такимже путем были получены современные сорта пшеницы, капусты идругих культурных растений. Важнейшей заслугой Ламарка является создание первого целостного эволюционного учения. Он развил идею об изменяемостивидов. Рассматривая эволюцию органического мира как длительный исторический процесс развития организмов от простого ксложному, Ламарк впервые поставил вопрос о факторах эволюции, считая, что решающее влияние на изменчивость организмовоказывают условия среды. При несомненной общей прогрессивности взглядов Ламарка егообъяснение причин эволюции внутренним стремлением организмов к прогрессу, изначальной целесообразностью реакций организмов на изменения условий среды явно имело черты идеализма.Ламарк неверно понимал причины возникновения приспособленности организмов под прямым влиянием внешней среды и способность их передавать приобретенные в результате упражненияорганов признаки своим потомкам. Из-за слабой доказательностиэволюционная теория Ламарка не получила широкого признания современников. Через 50 лет после издания Ламарком «Философии зоологии» (1809) в «Происхождении видов» (1859) Ч.Дарвинписал о том, что его предшественнику, Ж. Б.Ламарку, принадлежит великая заслуга: он высказал мысль, что все изменения в органическом мире происходят на основании естественных законов природы, а не вследствие чудесного вмешательства. | |
Просмотров: 8335 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |